Принцип действия
Принцип действия курсовой системы основан на использовании свойств курсового гироскопа сохранять неизменным заданное в азимуте направление главной оси гироскопа, а также на использовании принципа совместной работы курсового гироскопа с корректором (датчиком курса). Датчик курса определяет курс вертолета относительно магнитного, истинного или условного меридиана и выдает его для коррекции сигналов курса, снимаемых с гироагрегата (рис. 22.4).
В зависимости от решаемых задач и условий полета курсовая система может работать в следующих режимах:
— гирополукомпаса «ГПК»;
— магнитной коррекции «МК»;
— начальной выставки или задатчика курса «ЗК».
Режим гирополукомпаса «ГПК». Основным режимом
работы курсовой системы является режим «ГПК» с начальным согласованием сигналов курса перед взлетом по магнитному курсу от магнитного корректора или по истинному курсу от задатчика курса.
Рис. 22.4. Структурная схема КС «Гребень-1» |
Режим «ГПК.» включается на пульте ПУ-38 переключателем режимов МК — ГПК — ЗК їв положение ГПК (рис. 22.5). При этом датчиком курса является трехстепенный курсовой гироскоп. Сигналы курса, отсчитываемые от условного меридиана начальной выставки, выдаются на указатели ППП-72 и другие потребители.
Рис. 22.5. Пульт управления КС «Гребень-1» |
Свободный гироскоп (без азимутальной коррекции) имеет «кажущийся» уход от суточного вращения Земли и уходы, вызванные наличием момента трения в опорах кар
данного подвеса. Компенсация этих уходов осуществляется широтным компенсатором. При установке ручки широтного компенсатора на ПУ-38 на широту места самолета гироскоп будет прецессировать с угловой окоростью Q3sin«p, компенсируя уход гироскопа.
В системе предусмотрен автоматический ввод широты места от бортового навигационного вычислителя, о подключении которого сигнализирует лампа АВТОМ. <р на ПУ-38. (Режим автоматического ввода широты не задействован)’.
Удержание главной оси гироскопа в горизонтальном положении осуществляется с помощью горизонтальной коррекции.
При выходе из строя гироагрегата гироузел заваливается и замыкает контакты цепи сигнализации отказа гироагрегата ГА-8. При этом загорается сигнальная лампа ОТКАЗ на ПУ-38, выпадают бленкеры КС на ПНЛ-72 и мигает лампа КУРС на ЦПУ ПКВ-72.
Режим магнитной коррекции «МК» является резервным режимом работы и предназначен для формирования гиромагнитного курса.
Для включения режима переключатель режимов на ПУ-38 устанавливается в положение МК. При этом курс, выдаваемый курсовым гироскопом ГА-8, будет постоянно корректироваться магнитным корректором. Роль магнитного корректора выполняют индукционный датчик ИД-6 и коррекционный механизм КМ-2 (рис. 22.6).
Для привязки курсовой системы к истинному меридиану в режиме «МК» на КМ-2 кремальерой вводится магнитное склонение ДМ и курсовой гироскоп в этом случае корректируется по истинному курсу с нормальной скоростью согласования. Для ускорения согласования системы нажимается кнопка СОГЛАСОВ. на ПУ-38.
При развороте вертолета с угловой скоростью более 0,15 °/с относительно вертикальной оси по сигналу ВК-90 происходит отключение режима «МК» и система автоматически переключается в режим «ГПК» на время разворота.
Для проверки исправности целей формирования курса от ИД-6 до ПНП-72 предусмотрена система встроенного контроля. Для ее включения в режиме «МК» (при ДМ=0) нажимается кнопка КОНТРОЛЬ 315 на КМ-2. При этом шкалы КМ-2 и ПНП-72 отрабатывают значения «фиктивного» курса, равного (315zbl0)° с большой скоростью. После отпускания кнопки система согласовывается по магнитному курсу с нормальной скоростью. Для ускорения нажимается кнопка СОГЛАСОВ. на ПУ-38.
При нажатии кнопки СОГЛАСОВ. выпадает бленкер КС на ПНП-72.
В коррекционном механизме КМ-2 имеются:
— устройство для компенсации полукруговой девиации. Компенсационные поля вводятся в сигнальные обмотки зондов ИД-6 (шлицы В и С);
— лекальное устройство для устранения инструментальных погрешностей и четвертной девиации магнитного корректора, состоящее из 24 потенциометров (шлицы 0; 15; 30; …; 345°);
— устройство для компенсации установочной погрешности ИД-6 в пределах ±5° (шлиц А).
Все шлицы расположены на лицевой части КМ-2 под крышкой КОМПЕНСАТОР ДЕВИАЦИИ.
Режим задатчика курса «ЗК» применяется только при начальной выставке курсового гироскопа ГА-8 по истинному курсу от задатчика курса.
Этот режим используется в условиях невозможности определения магнитного курса вертолета из-за магнитных аномалий от корпуса корабля или наличия вблизи вертолета металлических масс (например, аэродрома с металлическим покрытием и др.).
Задатчиками курса могут быть либо гироскопическое устройство выставки курса ГУВК, либо задатчик, установленный в коррекционном механизме КМ-2.
I
ГУВК представляет собой автономное устройство, предназначенное для определения начального курса вертолета на палубе корабля и выдачи его в ГА-8. ГУВК построен-по принципу использования переносного гирополукомпа’са ГА-10, предварительно ориентированного относительно кур-‘ са корабля. Курсовая информация для ориентации переносного ГА-10 ГУВК поступает от корабельного гирокомпаса. При установке предварительно выставленного ГА-10 на фиксированную площадку вертолета и подключении его автоматически вводится в ГА-8 истинный курс вертолета.
Включение режима «ЗК» производится установкой переключателя на ПУ-38 ЛАК—ГПК — ЗК в положение ЗК. При этом на КМ-2 загорается сигнальная лампа ЗК, сигнализируя о подключении к гироагрегату ГА-8 задатчика курса коррекционного механизма КМ-2. Управление этим задатчиком осуществляется кремальерой ввода склонения по цифровому счетчику СКЛОНЕНИЕ на КМ-2.
При использовании ГУВК в качестве задатчика курса — дополнительно на ПУ-38 переключатель НАСТР. — РАБОЧ. устанавливается в положение НАСТР. и цифровой счетчик СКЛОНЕНИЕ на КМ-2 с помощью кремальеры выставляется равным нулю. О подключении ГУВК к системе сигнализирует сигнальная лампа ТВ на ПУ-38.
Выключатель коррекции ВК-90
ВК-90 предназначен для отключения цепей коррекции гироагрегата ГА-8 курсовой системы, гировертикали МГВ-1СУ8 и авиагоризонта АГР-74В при угловых скоростях виража 0,05—0,15 °/с и более, в том числе и в случаях, когда вертолет совершает колебания по курсу. Включается выключателем КС на верхнем пульте летчика.